МОУ "Средняя школа № 30"
Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Сущинского, д. 5. Тел.: 8 (8342) 55-65-71, Email: sch.sar.30@e-mordovia.ru
  • Служба медиации

    Лешкина Валентина Ивановна

    Тел. 55-53-14, Email: sch.sar.30@e-mordovia.ru

    Cтаж работы: 27 лет

    Режим работы: 09:00-17:00 (понедельник-пятница)

    В нашей школе работает Служба школьной медиации (примирения). Служба примирения является одним из инструментов урегулирования школьных конфликтов. Служба школьной медиации – социальная служба, действующая в школе на основе добровольных усилий специалистов, педагогов, учащихся. Целью деятельности службы является оказание своевременной и квалифицированной помощи участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтов, содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации учащихся. Деятельность школьной службы медиации  строится на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, нейтральность, равенство сторон, законность. Задачами деятельности службы являются:

    1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций.
    2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

    Куратор службы школьной медиации – заместитель директора по ВР Лешкина Валентина Ивановна.

    Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

    Основными целями службы школьной медиации являются:
    • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
    • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
    • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

    Для качественного и эффективного взаимодействия медиаторов и участников спора служба медиации придерживаются следующих принципов:
    • Конфиденциальность. Информация, которую посредник получает в процессе работы, не разглашается без согласия сторон. Недопустимо сообщать третьим лицам о мнениях, признаниях, договоренностях, предложениях, высказанных в ходе процедуры. Исключение составляют сведения, которые представляют угрозу для окружающих или для безопасности самих спорщиков.
    • Добровольность. Стороны дают добровольное согласие на проведение процедуры медиации. Недопустимо заставлять их участвовать в процессе. Без добровольности не будет эффективного диалога, который приводит к компромиссу.
    • Сотрудничество. Спорщики стремятся достигнуть единой общей цели: решить возникшие разногласия с минимальными потерями для всех. Они не противоборствуют, а объединяются для достижения цели.
    • Равноправие сторон. Каждый участник конфликта занимает равную позицию в процессе поиска решений, даже если в споре участвуют люди неравного статуса и возраста.
    • Беспристрастность. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования, они обладают равными правами и обязанностями.
    • Независимость медиатора. Посредник — человек, который не занимает ничью сторону, не имеет личных мотивов для участия в медиации, непредвзято оценивает ситуацию.
    • Взаимоуважение. Споры решаются без обвинений и осуждения сторон.
    • Прозрачность. Механизмы и принципы осуществления процедуры медиации открыты и понятны для всех участников, необходимая документация логична и структурирована. Медиатор искренен и объясняет каждый свой шаг в ходе процедуры.
    • Ответственность. Посредник отвечает за вред и ущерб, который принес участникам своими действиями.

    Процедура медиации должна включать в себя следующие стадии:
    1. Вступительное слово медиатора. Цели – подготовить стороны к переговорам; ознакомиться и наладить конструктивный контакт; уточнить готовность сторон решать свои разногласия; проинформировать об основных принципах медиации; рассказать об ответственности сторон и совей роли; определить регламент; создать атмосферу доверия медиатору, чувство безопасности и равноправия сторон; ответить на вопросы.
    2. Презентация сторон. Цель – предоставить возможность сторонам рассказать о том, что произошло, и как они видят свою ситуацию конфликта.
    3. Дискуссия по выработке тем для переговоров. Цели – сформулировать вопросы для переговоров; дать возможность выразить эмоции; понять эмоциональную строну конфликта; получить дополнительную информацию о сути конфликта; уточнить позиции по поводу желаемого результата; выделить основные вопросы, которые волнуют стороны; оценить, необходим ли кокус.
    4. Кокус – индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон. Цели – подготовить стороны к дальнейшим конструктивным переговорам; работать с эмоциями; выявить истинные интересы стороны; выявить наличие конфиденциальной информации; преобразовать позицию, исходя из реальных интересов; сформулировать вопросы для обсуждения со второй стороной; подготовить формулировки возможных предложений, исходя из интересов, а не первоначальных позиций.
    5. Дискуссия по выработке предложений для урегулирования конфликта. Цели - выработать варианты предложений для урегулирования конфликтов; согласовать вопросы для обсуждения; определить порядок обсуждения; уточнить, как стороны понимают предлагаемые варианты решения ситуации; проверить, насколько выдвигаемые предложения соответствуют интересам.
    6. Заключение соглашения. Цель – достичь соглашения, которое БУДЕТ РАБОТАТЬ!
    7. Выход из медиации – завершение медиации. Цель – создать понимание того, что стороны будут делать после медиации.

    Формирование волонтерского движения через «группы равных» является неотъемлемой составляющей создания и деятельности службы школьной медиации. «Группы равных» – это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу. Волонтёрское движение службы школьной медиации эффективно формирует у обучающихся навыки позитивного общения, конструктивного поведения в ситуациях конфликта; содействует социализации и самореализации детей, осуществляет реальную профилактику правонарушений, создает условия для реализации восстановительного подхода в образовательной организации.

    Реализация в образовательной организации процедуры медиации позволяет в оптимально короткие сроки достичь взаимопонимания между участниками конфликта и найти решение, ориентированное на будущее сотрудничество. Можно сказать, что служба школьной медиации направляет энергию конфликта между участниками образовательного процесса из деструктивного русла в созидательное. 

    Внедрение метода школьной медиации выступает значимым фактором развития потенциала педагогов и родителей в сфере безопасности образовательной среды, повышения их компетенций в управлении конфликтами, умении применять медиативный подход как инновационную воспитательную технологию, которая является реальным инструментарием для решения задач профилактики и коррекции. Это в свою очередь закладывает основу воспитания будущих поколений с развитым правосознанием и социальным интеллектом, умеющих сотрудничать, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, здоровье и позитивное общественное взаимодействие на первое место.

    Рекомендации:

    Положение

    План работы

    График

    Приказ о создании службы школьной медиации

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie